«Живой бренд vs. Выживающий бизнес»
Алина Ракитина — бренд-технолог, директор по развитию брендингового агентства AUTENTICA, преподаватель курса лекций по бренд-технологиям и рекламе — расскажет, как бизнесу выжить среди конкурентов и что нужно знать предпринимателю о брендинге.
Бизнес может существовать отдельно от брендинга?
— Конечно, может. Только у этого бизнеса мало шансов выжить в конкурентной среде. Брендинг помогает выйти на стратегию развития — понять аудиторию и продукт, изучить рынок и игроков на нём. Представьте, что вы погружаетесь на глубину водоема без акваланга и снаряжения, в воду, где вас ждут голодные акулы и таинственная неизвестность. Что вы чувствуете? Беззащитность и страх, верно. Брендинг в данном случае — ваша стратегия, ваше снаряжение, ваша подушка безопасности.
Как предпринимателю обезопасить свой бизнес?
— Тут два варианта: взять ответственность на себя или переложить её на плечи агентства. Обезопасить компанию может только понимание конъюнктуры, в которой она находится, и грамотно выстроенная стратегия развития и продвижения.
Я всегда настаиваю на проведении аналитики — это не прихоть, а необходимость. Зная, что хочет потребитель, чего не могут дать конкуренты, что происходит с продуктом и рынком, можно найти ответ на вопрос, что можем дать мы.
Даже если эту работу будет проводить агентство, собственник бизнеса должен понимать, что происходит.
Зачем собственнику разбираться в том, что является работой агентства?
— Хороший собственник должен быть в курсе всего, что происходит с его компанией. Это же как отношения ребёнка и родителей. Как только мама или папа отпускают своё чадо в свободное плавание, они теряют контроль. А в бизнесе это недопустимо.
Как вы оцениваете осведомлённость российских предпринимателей о брендинге?
—Неудовлетворительно. Я проводила небольшой эксперимент в деловом клубе «Эталон», спрашивала у предпринимателей, что такое слово брендинг. Многие не понимают этого, для них это что-то из серии «бла-бла-инг». К сожалению, нас никто не учит быть предпринимателями. Мы всё делаем сами — по наитию. Именно это стало для меня побуждающим мотивом для разработки собственного образовательного курса по брендингу для собственников бизнеса и стартаперов, который стартует 21 мая 2018 года. Обучение проходит в формате личных встреч и вебинаров. В конце курса предприниматель разработает стратегию развития и продвижения для собственного бизнеса.
Что даст этот курс предпринимателям?
— Уверенность в завтрашнем дне. Программа достаточно насыщенная — рассмотрим построение бренд-стратегии — определимся, в каком направлении развивать компанию, к чему стремиться и зачем это нужно. Ответим на вопросы: как сформулировать позиционирование, чтобы сократить издержки на продвижение, как поймать волну на рынке и обойти конкурентов, как повысить стоимость продукта или услуги в несколько раз.
В программе также будет интересная и действительно наболевшая тема для предпринимателей — как ставить задачи и контролировать работу маркетингового или PR-отдела.
На мой взгляд, именно такого курса не хватает: с домашними заданиями, наставничеством и реальной обратной связью.
Лично мне хочется, чтобы на рынке появилось больше живых брендов и уменьшилось число выживающего бизнеса.